13 апреля 2022 г.

Уйдет ли Kia из России?

Почему Kia не уйдет с Российского рынка. И почему громко уходят только западные бренды. 

И нет, Китай России не поможет.

Из России начался массовый исход бизнесов и онлайн-сервисов. Каждый день появляются новости об очередных компаниях, решивших покинуть рынок РФ. 

Мнения жителей России по этому поводу разделились: одни считают, что все пропало, а другие живут по принципу “не жили хорошо и нечего начинать, а бизнес ваш и сам загнется без наших денег”. 

Что же происходит на самом деле?

Наблюдаемое явление в западной культуре имеет название “Культура отмены” (бойкот, cancel culture) – обычно касается публичных фигур и компаний после того, как они сделали или сказали что-то, что считается возмутительным или оскорбительным. В данном случае это действие было применено к целой стране. 

Упрощенно суть этого явления отражается в двух правилах:

  1. Не иметь никаких дел с тем, кто подвергается всеобщему осуждению.
  2. Те, кто имеет дела с изгоем сам становится изгоем.

Таким образом уход с рынка Мерседеса не означает, что есть какой-то прямой конфликт между Россией и Германией. 

В глазах международного сообщества Россия совершила преступление, поэтому реакция западного общества тут однозначно – негативная. Для истории это конечно беспрецедентный пример, когда "отменили" целую страну.

При чем тут бренды? Ведь многим компаниям всегда было плевать на политику, а их цель была и остается извлечение прибыли. Все просто. Сотрудничество с Россией сейчас очень сильно бьет по репутации, т.к. воспринимается западным обществом как поддержка агрессора.

Учитывая локальность и небольшую доходность Российского рынка, брендам просто невыгодно оставаться в стране в текущий момент (доля Российского рынка в обороте многих из них не превышает 3-5%). Оставшиеся же в России бренды могут стать изгоями, только на западе, что уже действительно сильно отразиться на прибыли.

Это объясняет, почему азиатские бренды не так агрессивно настроены – у них еще не прижилась культура отмены, они склонны больше думать о своей прибыли, чем о репутации в сети. А многие даже прикидывают, какую долю от Российского рынка могут заполучить в отсутствии крупных игроков.

Но и активно поддерживать Россию тот же Китай или Южная Корея не спешат – есть опасения словить “бан” от западных партнеров. Они просто молча остаются. И готовятся поделить между собой освободившиеся ниши. Как думаете, сколько новых Китайских автодилеров откроются в России к осени на месте закрытых? 

Вернутся ли западные компании в Россию? Непременно, но не раньше, чем обстановка стабилизируется. Во многих отраслях компании будут  пытаться покрыть убытки и вернуть утерянные позиции в течении нескольких лет. 

Что же делать? Работать. Работать лучше, чем мы это делали раньше. Привлекать новых специалистов. Именно сегодня малый бизнес может развернуться и занять позиции, которые раньше удерживали крупные игроки. Нанять лучших сотрудников. Удовлетворить возросший спрос. 

Что можем сделать именно мы, как бизнес? Мы остаемся на рынке. Работаем как и прежде, сделав корректировку на изменившиеся реалии и новый курс валюты. К сожалению, не мы виноваты в росте цен. Стараемся поддерживать наших клиентов на нестабильном рынке. 

А еще мы запускаем новый проект АвтоПроверено.рф, который займется выкупом и продажей автомобилей с пробегом.